Сайт жителей МЖК "Каскад"
Каждый жилец должен знать свои права!

e-mail: kaskad-dom@yandex.ru
Адрес: Москва, наб.Академика туполева, д.15
форум: http://kaskad-dom.forum2x2.ru/    web: http://kaskad-dom.narod.ru/
Правило (об изъятии помещения) применяется лишь с учетом иных норм гражданского законодательства. Статья 293 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие жилого помещения в определенных случаях и с соблюдением определенной процедуры.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Перечень ситуаций для принудительного изъятия жилых помещений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, при этом случаев переустройства и перепланировки он не содержит.
Также не подлежит расширительному толкованию норма, содержащаяся в ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
- обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ);
- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);
- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ);
- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. ст. 240 и 241 ГК РФ);
- реквизиция (ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293, п. 4 и п. 5 ст. 1252 ГК РФ.
Таким образом, реализация положения о продаже с публичных торгов жилого помещения в отношении собственника с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств возможна лишь при условии внесения соответствующих изменений в ст. 293 ГК РФ или в ст. 235 ГК РФ, согласно которым принудительное изъятие жилья допускалось бы и в случае самовольного переустройства.
Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о том, что решение о принудительном изъятии жилья может быть принято только судом и только по основаниям, определяемым ст. 293 ГК РФ, например, если происходит разрушение жилого помещения, причиной которого явилось переустройство жилья (при этом не имеет значения, являлось ли это переустройство самовольным либо было узаконено). Само же по себе самовольное переустройство не может служить основанием для принудительного изъятия у собственника его жилого помещения.

Ответственность за самовольно произведенное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения может быть, во-первых, административная.
Так, согласно ст. 7.21 КоАП РФ "Нарушение правил пользования жилыми помещениями" порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.22, осуществляют органы государственной жилищной инспекции. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе:
1) Главный государственный жилищный инспекторы РФ, его заместители;
2) государственные жилищные инспектора РФ;
3) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители.
Порядок наложения и взыскания штрафов установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении согласно п. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение двух суток с момента выявления.

Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения, или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу, и получить под расписку его копию. Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.
Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения - 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу (ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.
Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).
Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении. При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, которое может быть обжаловано в установленный законом срок. Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.

Необходимо помнить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть оговорены и более жесткие меры наказания за данное правонарушение.
Административная ответственность за самовольную перепланировку нежилых помещений закрепляется также в нормативных правовых актах субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии.
Проблема признания перепланировки законной встает и перед собственниками, и перед гражданами, проживающими в перепланированных муниципальных или государственных квартирах, если они хотят эти квартиры приватизировать, и перед лицами, наследующими перепланированные квартиры, так как оформление права собственности в регистрирующих органах без этого невозможно. Данное правило распространяется также и на тех собственников, которым перепланировка досталась от прежних жильцов.
Для признания перепланировки законной в судебном порядке нужно обратиться в органы БТИ для составления плана жилого помещения до и после перепланировки и его отражения в техническом паспорте.
Затем в специализированную проектную организацию, имеющую соответствующую лицензию, или органы архитектуры и градостроительства местной администрации для составления плана перепланировки с заключением архитектора о ее согласовании.
После этого следует обратиться с заявлениями:
1. В органы санитарно-эпидемиологического надзора о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии перепланированного помещения требованиям действующего санитарного законодательства.
2. В органы государственного пожарного надзора о выдаче заключения о соответствии выполненных работ по перепланировке квартиры требованиям противопожарных норм и правил.
Следует помнить, что в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии только в том случае, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Поэтому в суд необходимо представлять соответствующие заключения: техническое заключение о соответствии выполненных работ строительным нормам и правилам, заключения о соответствии перепланировки санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям, и Правилам пожарной безопасности. В зависимости от обстоятельств дела подлежат представлению заключения и других служб (например, о соответствии требованиям СНиП системы внутренних сетей водопровода и канализации и др.). Не признается правильной практика, когда в суд вместо перечисленных заключений заявители представляют ксерокопии схем перепланировки квартир, на которых имеются штампы "согласовано" соответствующих служб, например главного врача Межрайонного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, руководителя отделения Ростехинвентаризации и др.
Все полученные документы, а также копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение и квитанцию об уплате госпошлины необходимо представить в районный суд по месту нахождения перепланированного помещения.
Ответчиком по данной категории дел является орган, осуществляющий согласование (районная администрация).
Если в результате перепланировки и (или) переустройства изменились площади квартиры, необходимо в исковом заявлении в обязательном порядке указывать новые параметры квартиры по состоянию на определенную дату. В случае, если площади не изменились, следует указывать о сохранении квартиры в перепланированном состоянии в соответствии с выданным техническим заключением.
Hosted by uCoz